Агломерация города и региона будет базироваться в городах-спутниках

Warning: array_key_exists() expects parameter 2 to be array, boolean given in /home/virtwww/w_s-i-b-ru_557cc0b8/http/wp-content/plugins/shortcoder/shortcoder.php on line 112
Санкт-Петербург

В конце октября началась разработка Концепции общего градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области до 2043 года. Документ будет принят до конца 2016 года, а для его реализации планируется начать в 2017 году. Участники круглого стола «санкт-Петербург столичная область: общее видение общего будущего» обсудили пути объединения двух субъектов в практическую плоскость.

Председатель «Союза российских городов» Александра Игнатьева называет главным условием создания агломерации взаимный интерес субъектов. По оценке участников обсуждения, говорить о таком интересе со стороны санкт-Петербурга и Ленобласти, еще слишком рано. Эксперты отмечают, что на данный момент субъекты, скорее, конкурируют между собой. «Причем-Петербург в этой борьбе проигрывает, – говорит президент Союза архитекторов Петербурга Олег Романов – Бизнес-бросил в Ленобласть, потому что там ему в состоянии создать более благоприятные условия». «Конфликт за бюджетные доходы в случае преобладает над стремлением к координации действий», – соглашается с коллегой Федор Гаврилов, директор центра компетенции проекта «Будущий Петербург».

Поворотный момент в построении отношений субъектов, соседей может стать развитие приграничных промышленных площадок. По словам Семена Смушкина, заместителя генерального директора ук «START Development«, если речь идет о переносе завода из одного субъекта в другой, а о создании новых рабочих мест, это может примирить конфликт города и региона: «В городе-спутнике Южный более половины всех перспективных зон, предназначенных под производство, университетский кампус, коммерческие и сервисные предприятия. Мы создаем новую экономику на границе Петербурга и Ленобласти, с упором на высокотехнологичные производства, которые будут востребованы в перспективе 10-20 лет. Это гарантирует, что поступления в бюджет обоих субъектов, а их соперничество между собой может перенести на плоскость сотрудничества с выходом на уровень национальной и международной конкуренции».

Развитие агломерации на пути создания полноценных городов-спутников, в состоянии решить и другую острую проблему на стыке соседних земель – транспортную. Пока простое наложение перспективных транспортных путей санкт-Петербурга и области демонстрирует их полную нестыковку. «Появление самодостаточных подцентров, где люди смогут не только жить, но и работать, это позволит снизить маятниковую миграцию. Правильное перераспределение мест и общественных пространств приведет к тому, что транспортные схемы требуют другого подхода», – говорит Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

Но самой большой проблемой на пути к объединению остается проблема правового поля. Эксперты единодушно признают, что существующая правовая модель требует серьезных изменений. В частности, требуют пересмотра разрешения муниципальных органов, потому что именно на этом уровне должно выровнять основные взаимодействия.

Правовое обеспечение агломерации одна из наиболее актуальных проблем, без него в санкт-Петербург и Ленобласть будут идти по пути неконтролируемого роста без единой стратегии. Но если вместо создания формальных документов, будут предприняты практические действия по внесению изменений в действующее законодательство, развитие может встать на правильные рельсы. «У нас еще есть шанс не превратиться в «Титаник» и увернуться от айсберга, на который мы движемся», – сказал Михаил Кондиайн.

Строительство и ремонт